Приложение Монополия.АЗС
Приложение для водителей грузового транспорта для получения услуг на АЗС и точках дорожного сервиса
О проекте
Грузоперевозчики, заключая сервисный договор, получают доступ к скидкам на партнерских АЗС и точках услуг. Так что нам потребовалось создать удобный инструмент для их водителей. Водители получают карту с информацией о согласованных услугах, лимитах и доступном литраже для заправки, а также доступ к круглосуточной поддержке. Грузоперевозчики обеспечивают водителей информацией о доступных услугах и лимитах в реальном времени без необходимости звонить или писать водителям каждый раз.
Моя роль в проекте
Была единственным дизайнером на проекте в команде из 2 продактов и разработчиков. Андроид разработка на аутсорсе. Веду работу над интерфейсом с нуля по настоящее время.
Необходимость приложения и рынок
До приложения
Сеть партнерских АЗС была меньше, для них хватало предъявления свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС в дальнейшем) и специального пинкода. Водитель называет кассиру топливо и литраж и идет на колонку для заправки.
Проблема
Покрытие партнерских АЗС требовалось расширять, чтобы охватить больше регионов и маршрутов. Многие АЗС, к примеру Газпром, могут заправить только у колонки через приложение, просто назвать СТС уже не выйдет. Так что потребовалось приложение.
Решение и первые шаги
Первой интеграцией стала Роснефть с заправкой по штрихкоду, в него был «упакован» СТС и пинкод. Обкатывали карту OSM, сталкивались с техническими трудностями, наращивали экспертизу. Дальнейшие интеграции с NESTE и Газпром с заправкой у колонки через приложение.
Конкуренты и аналоги
Сторимаппинг MVP
Дизайн UI и UX
Старт MVP
Минимум на старте: карта с точками заправок, карточки АЗС и заправка по штрихкоду. Для заправки по СТС приложение не нужно. Занесли в роадмап планы по расширению: поиск по адресу, фильтры по топливу, раздел с телефоном для связи и документами.
Новые интеграции, возможности и функциональность
После MVP начали внедрять заправку через приложение у колонки (NESTE, Газпромнефть и Сибнефтекарт). Помимо топлива Монополия начала предоставлять услуги дорожных сервисов — шиномонтажи, мойки, кафе и многие другие. Они также перекочевали в приложение, но только информационно, провести транзакцию требуется на кассе.
Быстро выпустили возможность отображать цены на топливо для водителей: некоторые владельцы парков очень хотят, чтобы водители были в курсе и сами принимали решение о выгодной заправке.
Пользовательский сценарий взаимодействия 2022 с учетом развития
Итоговый дизайн и функциональность
Дизайн-система, компоненты и почему выглядит так, как выглядит
На момент начала разработки приложения у нас уже было первое приложение для индивидуальных предпринимателей, Монополия.Бизнес. Проектировщик этого приложения залидировала расширение нашей общей дизайн-системы под андроид. Впоследствии к разработке компонентов под андроид подключалась я и другие проектировщики.
Пример нескольких компонентов оттуда:
Предшествующее приложение и общие элементы
В наше приложение перешли все инпуты, кнопки, чекбоксы, шапки и нижнее меню, стартовый экран и весь вид авторизации, а также некоторые лист-айтемы.
Что потребовалось добавить
В первую очередь это карта и все элементы, которые с ней связаны. Какие-то элементы были взяты с веб-платформы Монополия: например, теги сервисов внизу карты и теги способов заправки в карточке АЗС. Веб-платформа — это рабочий инструмент руководителя водителя, так что те же самые теги должны быть общими.
Для процесса заправки мы вводили новые элементы, такие как колонки. В них мы переиспользовали паттерн Яндекс.Заправок, так как часть наших пользователей пользуются также и этим приложением. Однако UX-исследование еще не стартовало, и возможно мы еще что-то изменим.
Авторизация и карта
Телефон для авторизации должен быть в нашей базе. Если введен верный номер, потребуется код из SMS — и можно пользоваться всем приложением без ограничений. Если же не удается ввести верный номер или по какой-то причине не хочется — можно посмотреть урезанную карту покрытия, но заправиться или посмотреть список услуг на автомойке не выйдет.

АЗС и точки дорожных сервисов на карте: можно искать по адресу, можно отфильтровать. Запрос геолокации, возможность перейти в один из установленных на устройстве приложений для построения маршрута до точки.
История операций
Это первая итерация истории операций, самая простая — что, сколько, когда. Поскольку самыми важными для водителя значениями тут являются не категории (АЗС, шиномонтаж, кафе), а итоговый заказ, главный акцент на них. Планируется добавление фильтров по категории, выбор даты операции.
Лимиты
Водители зачастую не понимают, сколько литров топлива им доступно, какие услуги и в каком количестве они могут получать в дорожных сервисах. Даже не смотря на то, что остаток по топливу доступен в карточке АЗС, пользователи его не замечают. Так что у нас возникла потребность проработать отдельный раздел для этих целей пользователей.
Карточки АЗС и сервисов
На АЗС водитель чаще всего может заправиться с помощью приложения — используя штрихкод или у колонки, не подходя на кассу.
С дорожными сервисами пока не так: в приложении отображаются лишь доступные услуги.
Заправка по штрихкоду
Для заправки на Роснефти водитель сперва выбирает нужное топливо, потом вводит количество литров и получает штрихкод на эту заправку.
На АЗС, где установлен терминал Монополии, водитель называет количество нужного топлива на кассе.
Заправка у колонки
У колонки заправляют NESTE, Газпромнефть (ГПН) и Сибнефтекарт (СНК). На NESTE есть постоплата и предоплата. У ГПН и СНК только предоплата, для них также важно не снимать пистолет или обязательно снять — прежде чем подтвердить заправку.

Процесс налива колонка отдает в приложение, и приложение отображает пользователю соответствующие экраны с иллюстрациями и текстом.
После успешной заправки даем пользователю подтвердить заказ, чтобы было ощущение контроля над ситуацией.
Проблемы и трудности
Старые телефоны
Подавляющее большинство — водители собственного парка, которых просят поставить приложение для заправок на Роснефти и NESTE. У многих водителей привлеченного парка все еще НЕ смартфоны, что значительно усложняет порог вхождения для них. В таком случае требуется подходить со стороны их работодателя: рассказать, в чем выгода заправок с помощью приложения и смотивировать работодателя приобрести смартфоны для своих водителей.
Сообщения от поддержки
В поддержку поступают запросы от водителей типа «Как заправться?», но нет никакого описания, что именно непонятно. Я попросила сотрудников, которые фиксируют обращения пользователей, более подробно раскрывать каждый случай. Это поможет с нашим процессом дискавери и формированием бэклога.
Трудности у колонки
У каждой нашей интеграции свои особенности работы, большинство трудностей возникает при заправке у колонки. Для некоторых брендов АЗС критически важно не снимать пистолет до осуществления заправки, для других пистолет нужно снять. Мы добавили вспомогательные экраны до начала сценария заправки, чтобы водитель обратил внимание. После выпуска количество ошибок на таких АЗС сократилось в три раза.
Цифры и статистика
Общее количество пользователей приложения
Заправки по штрихкоду и у колонки
Фидбэк от стейкхолдеров
Представители бизнеса и стейкхолдеры после самостоятельного полевого теста приложения вернулись с фидбэком, на основе которого мы подготовили два новых прототипа. Первый — с небольшими доработками и изменениями. Второй — с изменениями более масштабными.
Второй прототип (ссылка)
Пришел запрос от представителей бизнеса реализовать для последующего тестирования сценарий, в котором основные шаги расположены на одном экране, а не по принципу «Одно действие — один экран», как есть сейчас.
Также были собраны примеры после беглого конкурентного анализа. Проблема в том, что мы не знаем, насколько приложения конкурентов в их текущем виде удобны конечным пользователям.
Ключевые изменения:
1) Способ заправки (у колонки, по штрихкоду, по СТС) теперь вынесен как отдельный шаг. Так мы можем показать все способы заправки, в том числе по СТС, не подменять одно другим.

2) Выбор колонки, топлива и ввод литров теперь на одном экране. Туда же перекочевал предупреждающий экран о положении пистолета.
3) Количество доступных для заправки литров вынесено на саму карту, чтобы всегда было на виду. Также на карте появилось отображение бренда и цен на топливо, которое будет включаться на максимально возможном масштабе.
4) Добавлен фильтр предвыбора категории топлива на карте. Пользователь может его установить, чтобы быстро увидеть на карте все АЗС, на которых можно заправить нужное топливо. В сценарии заправки его также можно использовать и выбирать за пользователя топливо на экране ввода параметров.
Made on
Tilda